Categories:

Легенды и предания о святых даосах. Изначальный Небесный Владыка

В даосизме есть понятие, трактуемое как «три чистоты» - нефритовая, высокая и великая. Чистота в даосском понимании – это три слоя небес, обиталища существ, достигших высот самосовершенствования. 

Старший в нефритовой чистоте – Изначальный Небесный Владыка, верховный глава даосского пантеона божеств. Как правило, в даосских легендах и мифах Изначальный Небесный Владыка выступает как миротворец в особо опасных человеческих конфликтах. 

Трудно представить себе, однако, что в ранних религиозных трудах даосов об этом великом небожителе нет ну совершенно никаких упоминаний. Так, книги «Тайпин цзин» («Книга великого спокойствия»), «Сянъэрчжу» (комментарий на трактат «Даодэцзин» Лаоцзы), другие известные манускрипты даосизма не содержат никаких записей об Изначальном Небесном Владыке!

Откуда же появился это генерал даосского пантеона,  великий миротворец?

В соответствии с легендами, изложенными в некоторых более поздних литературных религиозных трудах, предком Изначального Небесного Владыки является Паньгу. Да-да, тот самый мифический великан Паньгу, взмахом огромного топора отделивший инь от ян. По преданиям, Паньгу был крепок и высок, обладал головой дракона и телом человека. Он сотворил мутную часть мира – землю, и светлую часть мира – небо, после чего промежуток между землей и небом заполнился божественной энергией. Так появились воздух и свет. Чтобы максимально разделить небо и землю, Паньгу начал расти, увеличивая расстояние между ними. 

Паньгу очень устал к тому моменту, когда расстояние между небом и землей достигло девяноста тысяч ли. Он упал на землю и больше не встал. 

После смерти Паньгу дыхание его превратилось в облака, голос – в гром, левый глаз – в солнце,  правый глаз – в луну. Руки и ноги превратились в четыре стороны света, сухожилия, кожа, мясо, кости, вены превратились в пять священных горных пиков, кровь и телесные жидкости преобразились в озера и реки, волосы на теле - в деревья и кустарники.

Мало кому известно, однако, продолжение этой захватывающей истории.

Освободившаяся от тела душа Паньгу долго странствовала в пространстве и наконец встретила прекрасную девушку. Девушка эта называла себя феей Великого Начала и занималась самоусовершенствованием высоко в горах. Душа Паньгу поселилась рядом с девушкой, не чувствуя себя более одинокой. В один прекрасный день девушка занималась тренировкой дыхания, и вдохнула в себя частичку души Паньгу, что положило начало зачатию. Беременность длилась двенадцать лет, и вот на свет появился  Изначальный Небесный Владыка, получивший свой титул в честь того, что является предком первого человека – Паньгу.

 Изначальный Небесный Владыка – путешественник между Небом и Землей. Он частый гость в мире людей. Каждое божество даосов сострадает людям и помогает им в трудные минуты. Воплощение Паньгу – не исключение из правил. Видя страдания людей, подвергнутых болезням и горестям земной жизни, он пользуется волшебной силой своего предка, чтобы помочь и облегчить страдания живущих на земле. 

Изначальный Небесный Владыка посетил множество миров между небом и землей, но только Небо Изначальной Синевы понравилось ему больше остальных, это место он избрал для разъяснения даосских книг и проповедования дао, спасения простых людей. 

Владыка обладал безграничной волшебной силой и хорошо ладил с миром людей. Со всех сторон света стекались к нему святые-сяни, слушали его проповеди. 

После первой проповеди глухие стали слышать, после второй проповеди незрячие стали видеть. После третьей проповеди немые стали говорить. Четвертая проповедь излечила безногих и обездвиженных. Пятая проповедь излечила всех безумных. После шестой проповеди у древние старцы превратились в юных мальчиков, седины сменились черными как смоль волосами, стали расти выпавшие давно зубы. Седьмая проповедь пожилых превратила в зрелых, зрелых в юных, юных в младенцев. После восьмой проповеди бесплодные женщины неведомым образом понесли. После девятой проповеди все сокрытые в земле клады – золото, серебро, драгоценные камни – оказались на поверхности земли. Десятая проповедь дала начало цветению давно засохших деревьев и кустарников, на обглоданных дочиста костях появилась плоть, мертвые восстали из своих могил. 

Все, кто достигал Неба Изначальной Синевы, попадали под защиту и покровительство Изначального Небесного Владыки, избавлялись от смерти и становились бессмертными. Желающих достичь Неба Изначальной Синевы было так много, что постепенно небо переполнилось и начало обрушиваться. Но Изначальный Небесный Владыка вынул из рукава маленькую жемчужину и поместил ее в пространстве. Силой волшебства все слушающие и желающие слушать проповеди Владыки духи, сяни и божества были размещены в жемчужине. При этом они не понимали, где находятся, но возможность слушать проповеди Владыки в безопасности была им обеспечена. Теперь последователям Владыки не страшны были грозы и землетрясения внешнего мира.

Легенда о чудесном появлении на свет Изначального Небесного Владыки, предание о переселении на жемчужину поклоняющихся Владыке сяней стала классикой даосской литературы. Так, книга «Жизнеописание божеств» в подробностях рассказывает, как Изначальный Небесный Владыка помогал тем, кто верил в него и относился к нему с почтением. Эти истории пользовались большой популярностью среди простых людей, и постепенно воплотившийся Паньгу стал главой даосского сонма божеств.


Error

Comments allowed for friends only

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded