Categories:

Легенды и предания о святых даосах. Нефритовый Император

Нефритовый Император…Нет человека в Китае, который не слышал бы об этом известнейшем божестве, и нет божества популярнее, нежели этот величественные персонаж. Владыка трех миров, он живет в заоблачном небесном дворце, и обладает всеми богатствами вселенной. Ему подчиненные все небесные божества, земные духи, демоны и люди. В его руках находится жизнь и смерть людей. 

Свою популярность в народе Нефритовый Император получил с помощью классического китайского литературного произведения, а именно романа «Путешествие на запад», которое написал У Чэнъэнь. В этом романе описывается, как озорная и непоседливая обезьяна Сунь Укун, овладев тайнами волшебства дао, вознамерился стать чиновником на небесах. Просьбу эту, однако, Нефритовый Император оставил без должного внимания, дав Сунь Укуну малопочтенную должность конюшего – бимавэня. Вначале Сунь Укун не подозревал незначительности своей должности и ревностно исполнял свои обязанности. Но узнав об обмане, Сунь Укун разъярился и взбунтовался, устроив большой переполох на небесах. Сунь Укун был силен, и все, присланные усмирить его божества и небесные полководцы потерпели поражение. И тогда на сцену вышел Будда Жулайфо (так приходящий). Сунь Укун, увидев, кто пожаловал к нему, со смехом воскликнул: 

- Этак скоро и сам Нефритовый Император пожалует ко мне в гости!!!

Будда услышал эти слова, безразлично усмехнулся и промолвил: 

- Ах ты, мерзкий обезьяний выродок! Хочешь сесть на Нефритовый трон на небесах? Да знаешь ли ты, что Нефритовый Император с детства изучал дао, и прошло аж тысяча семьсот пятьдесят кальп, прежде чем он стал Императором и вкушает нынешние заслуженные блага. А что сделал ты, чтобы пользоваться всем этим? 

Однако роман «Путешествие на запад», в общих чертах рассказывая нам о том, сколько времени и сил потребовалось Нефритовому Императору чтобы стать Нефритовым Императором,  не дает нам при этом сведений о том, откуда же он появился в пантеоне даосизма. Действительно, откуда? Ведь не мог он появиться как по волшебству, из черного ящика? 

На самом деле верования, связанные с Нефритовым Императором уходят в глубокую древность, в те времена, когда природные силы считались грозными и могучими божествами, не такими послушными, как сейчас. Тогда наши предки жили в пещерах, собирали грибы, пили кровь убитых животных и ходили в шкурах. Ежедневно они противостояли различным угрозам, в том числе когтям и зубам диких зверей. Дождь, ветер, молнии и громы, горные паводки и землетрясения, зной и морозы – все угрожало жизни человека в те далекие и страшные времена. Жить приходилось, опираясь только на продукты природы. 

В те стародавние времена и зародились первобытные культы поклонения силам природы, исходившие из желания задобрить их, побудить их быть благосклоннее к людям посредством проявления уважения к ним. Таким образом, объектами поклонения наших древних предков стали солнце, луна, ветер, огонь, звезды, горы, реки, молнии и громы. А главным божеством стало небо, потому что не было страшнее угроз, чем исходящие с его синевы. 

Постепенно люди заметили, что дождям и грозам предшествуют облака и тучи, и стали принимать их за знамения. Так появилось представление о том, что Небо не само по себе, что там, свыше, есть некто могучий и мудрый, руководящий всем, что происходит в синеве. Но это, так сказать, зарождение самого понятия Небесного Владыки, и да простит мне читатель эту небольшую предысторию, рассказ, конечно же, этим не ограничится.

Как мы уже с вами упоминали, мудрецы-сяни и божества не появляются на пустом месте. У каждого есть своя история, прообраз и причина появления. Так и в случае с Нефритовым Императором, прообраз также нашелся и оказался вполне человеческим, носящим имя Чжан Байжэнь. 

Перед тем, как стать Нефритовым Владыкой, Чжан Байжэнь жил в местечке под названием Чжанцзявань (залив семьи Чжанов) и был там самым богатым и уважаемым землевладельцем. Он весело и беззаботно жил, не знал хлопот и тревог, помогая при этом бедным и обездоленным. Слава его распространилась по всей округе. 

В то же время в Небесных Чертогах начались раздоры и распри, ибо Небо – отражение Земли, а люди на земле стали распутными и алчными, превысив всякую меру. Дело дошло до того, что дух золотой звезды Тайбо (Венеры) был вынужден прибыть на землю и начать поиски того, кто возглавит небесные чертоги и прекратит беспорядки. 

Однажды дух золотой звезды Тайбо сменил внешность и превратился старого нищего. В таком обличье он прибыл в местность Чжанцзявань, где случайно встретился с Чжан Байжэнем.  Чжан Байжэнь пожалел старого нищего и, взяв его за руку, провел его в свой дом, где окружил вниманием и заботой. Дух золотой звезды приметил сострадательного богача и повсюду стал собирать о нем сведения. 

Полученные сведения плюс личное впечатление сыграли свою роль – Дух Тайбо открылся Чжан Байжэню и предложил ему должность владыки небес. Однако последний отказывался и отнекивался, ссылаясь на свою неспособность править столь высоко. Духу пришлось применить все свое красноречие, дабы уговорить бескорыстного богача взять под свое начало Небесные Чертоги. Однако, Чжан Байжэнь выдвинул условие своего согласия.

- Я привык жить в своем доме и со своими домочадцами в мире и согласии. Желаю продолжить свою жизнь на небесах по-старому. Перенеси мой дом и моих родных на небеса, и тогда возьмусь я править Небесными чертогами.

Дух Тайбо испугался, что Чжан Байжэнь может отказаться, и согласился удовлетворить его просьбу. Так Чжан Байжэнь и его домочадцы переселились на небеса, так стал богатый землевладелец Нефритовым Императором.

Нефритовый Император – высший владыка на небесах, однако для того, чтобы обрести полноту власти, ему пришлось пройти трудный и извилистый путь, полный препятствий и помех. 

Знаки на черепаховых панцирях – письменные источники истории предков современных китайцев. Часто на них встречаются иероглифы 帝 – император,
и 王 – правитель. Древние предки почитали естественные силы природы и проводили многократные церемонии, изображая эти иероглифы на панцирях черепах и сжигая их. В эпоху Инь династии Шан древние предки китайцев также гадали на этих панцирях, ища в странных линиях, появившихся на раскаленных поверхностях, волю небесных божеств. 

Самым внушительным тогда был иероглиф 帝 - император. Небесный император и в самом деле был весьма внушительным в представлении древних – он призывал ветер и вызывал дождь, управлял судьбами людей. Кроме того, именно он являлся отцом всего сущего. 

Иньская эпоха унаследовала от династии Чжоу верования в Небесного Владыку и обогатила их многочисленными устоявшимися верованиями людей в высшие силы. Началось насаждение среди людей веры в божественное происхождение власти. Глава государства приобретает титул Сына Неба, в документальных источниках того времени часто встречаются выражения вроде «облеченный небесной защитой и милостью», «находящийся под покровительством Неба». 

Во времена династии Восточная Хань уже известный нам Чжан Лин основал свое вероучение под названием «Пять ковшей риса». Так Небесный Владыка и там нашел свое верховное место в пантеоне. Правда, тогда он еще не носил титула «Нефритовый». Не было этого титула вплоть до эпохи династии Тан. 

По преданиям, нефрит представлял собой особый камень, позволявший овладеть семьюдесятью двумя превращениями – особая способность, высоко ценимая даосами. Кроме того, нефрит издавна имеет в Китае мистическое значение и является символом власти – именно из нефрита делали важнейшие регалии для императора и высших чиновников государства. Из этого становится понятным, почему верховное божество даосизма носит титул Нефритовый.

При династии Сун Нефритовый Император достиг пика своей популярности и могущества. Об этом можно судить по титулу, которым он именовался: Нефритовый император, открывающий свыше небеса, держащий символы власти, управляющим всем сущим, обладающий истинным Дао на небосводе.

Так Нефритовый Владыка стал высшим божеством даосизма. В современном даосизме каждый храм оборудован отдельным помещением для этого божества, где стоят его изваяния и изображения, которым молятся верующие. 

Известен день рождения Нефритового Императора – девятый день первого лунного месяца. В этот день в даосских храмах проводятся торжественные мероприятия и религиозные ритуалы. Кроме того, двадцать пятого числа двенадцатого лунного месяца празднуется как день нисхождения Нефритового Императора на землю, когда он оценивает все дела людей – благие и порочные. 

В целом,Нефритовый Император, как мы можем видеть, также, как и Лаоцзы, несмотря на свое почтенное положение, часто выступал в лишь роли гаранта власти земных правителей. Так уж был устроен мир в те давние времена, когда появились первые упоминания об этом мистическом владыке. 

Error

Comments allowed for friends only

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded