Category:

Легенды и предания о святых даосах. Избавляющее от бед божество Тайи

У этого божества довольно много титулов, помимо  уже приведенного нами. Он и Владыка восточной синевы, и дух Севера, и помимо этого обладает целым рядом званий. Он воплощение Божества Драгоценного неба Верхней Чистоты, один из приближенных к Нефритовому Императору, сопровождающий его повсюду. Его должность и положение равнозначны первому министру, он стоит высоко над людьми и прочими божествами. 

А вот история его появления и карьерного роста наполнена мистикой и надежно скрыта от глаз людей, и докопаться до истины, кем же он является на самом деле, и в силу каких обстоятельств стал так близок к Нефритовому Императору, весьма непросто. И это обстоятельство добавило свою долю в рост степени почитания людьми этого необычного божества.

Основной задачей божества Тайи издавна является помощь людям и духам, попавшим в затруднительное положение. Однако люди, попавшие в беду, часто зажмуривают от страха глаза, ибо появление это навевает страх и благоговейный ужас. Поэтому разглядеть облик спасителя им, как правило, не получается. Тайи же появляется только тогда, когда людям и духам угрожает реальная и крайняя серьезная опасность.

Историй и преданий, выводящих Избавляющее от бед божество Тайи очень много. Расскажем одну из них.

Даоса Чжан Жэньбяо всегда отличал хорошо подвешенный язык, помимо того, он любил приврать и за это люди откровенно его презирали. В одно прекрасное утро, Чжан Жэньбяо, встав с кровати, почувствовал себя плохо, в голове его помутилось, и он рухнул на землю. Очнувшись, он обнаружил, что его оседлал бесенок. В отчаянии даос стал призывать божество Тайи, но тот не давал никакого ответа. Бесенок, мерзко ухмыляясь, заявил: 

- Ты обманул многих людей, принес им много бед и несчастий, с чего ты взял что боги будут помогать тебе? 

Но Чжан Жэньбяо не сдавался. Он, в соответствии с китайской пословицей, был из тех, что не проронят слезы, пока не увидят гроба. И снова и снова он отчаянно призывал Тайи, и снова и снова издевался над ним мелкий бес.

Так девятьсот девяносто девять раз призвал даос божество Тайи. И вдруг разлилось повсюду красное сияние, настолько яркое, что и бес и даос были вынуждены в страхе закрыть глаза, чтобы не ослепнуть. 

- Ты исчерпал свою земную жизнь – раздался могучий божественный голос, - потому бесы и пришли за тобой. Но твои отчаянные мольбы тронули божественную сущность, и я прибыл на помощь к тебе. Дарую тебе еще семь лет жизни. Возвращайся в мир людей. Но ставлю тебе условие. Нарисуй мой образ и проповедуй учение дао, откажись от дурных поступков и лжи. 

Чжан Жэньбяо пал ниц и благодарил божество Тайи бесчисленное множество раз. Он вернулся к благому образу жизни и до конца дней проповедовал дао и превозносил доброту и сострадание Тайи

Таких историй великое множество. Однако в немногих даосских храмах стоят изваяния этому спасителю бесплотных сущностей и существ из плоти и костей, так что трудно представить себе его облик. В книге «Записи о чудесах даосов» Тайи описывается как восседающий на пятицветном лотосовом троне, трон стоит на девятиголовом льве, изрыгающем огонь, множество огненных светильников окружают трон и чудесного льва. Над головой Тайи беспрестанно мерцает божественное сияние девяти цветов, окружающее голову божества нимбом и подобно солнцу излучающее повсюду свет. Головной убор Тайи состоит из семи драгоценностей, посох его сплошь украшен прекрасной резьбой. За спиной Тайи стоит множество людей, известных героев, божественных царей и духов, отроков и дев. 

Тайи по своему описанному в книгах облику, манере поведения, деятельности во благо спасения людей, очень похож на бодхисаттву Гуаньинь – оба спасают, оба восседают на лотосовых тронах. Необходимо знать при этом, что лотосовый трон – неотъемлемый атрибут Гуаньинь, как божества появившейся гораздо раньше, нежели даосские боги и святые. 

Этот факт может говорить о том, что, видимо, в незапамятные времена даосизм впитал в себя черты раннего буддизма и переработал их в соответствии с даосской традицией, противостоя тем самым проникновению оригинального индийского буддизма на территорию Китая.  


Error

Comments allowed for friends only

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded