Category:

Кто такие сянчжу?

Сянчжу (香主), наставник в вопросах веры ароматного зала (ароматный зал – место для молитв и жертвоприношений в китайском буддизме, даосизме и ряде других экзотических сект и конфессий), отец-наставник, возжигатель ритуальных свечей и ароматических палочек…

Немногие в Гонконге, не говоря уже о мире за его пределами, знают, что кроется за этими пышными титулами. 

Сянчжу – это так называемые «четыреста пятнадцатые», «белые веера» - те, кто ведет церемонии посвящения новичков, отвечают за переговоры, частично за боевую подготовку. В феодальном китайском обществе роли в тайных обществах распределялись предельно четко, и к «белым веерам» в этой связи предъявлялись крайне высокие требования. Они должны были получить хорошее образование, уметь красиво изъясняться, писать и читать, то есть, стоять на уровень выше других членов организации. В некоторых случаях, описанных историей, «красные веера» даже организовывали и проводили церемонии посвящения «голов дракона». 

Подлинная церемония в «Хунмэнь» проходит в течение не менее двадцати часов, фактически это было настоящее театральное представление, с песнопениями и молитвами. Принимать участие в таких мероприятиях могли только сянчжу, и немногочисленные, как правило, обладающие значительным авторитетом соратники,  иногда переговорщики (о них речь пойдет позже). В некоторых случаях на церемонию инициации приглашаются члены тайваньского тайного общества «Чжуляньбан» («Бамбуковый союз»), благо представитель от этой организации давно имеется в Гонконге.

Современные китайские тайные общества из-за преследований полиции давно перешли к партизанщине, церемонии и мистерии проводятся на Тайване, в пределах материкового Китая, в Англии, Аомэне (Макао), иногда даже в открытом море в нейтральных водах на кораблях. Впрочем, от материкового Китая как места проведения мероприятий пришлось отказаться – слишком велико давление со стороны правоохранительных органов. Выбор для проведения церемониалов теперь в основном падает на места, которые трудно даже заподозрить в качестве площадки для обрядов. 

Важными частями обряда являются торжественная передача «жезла головы дракона» - скипетра власти в подпольных организациях, величавое восседание на «трон председательствующего», уведомление неба, земли, людей, демонов и ангелов, мистерия укрощения и низвержения демонов ритуальным мечом, связанным из древних монет под жизнерадостным названием «демоны рыдают, ангелы (радостно) кричат». В месте проведения (иначе не скажешь) представления, как правило, устанавливается алтарь для воскурения ароматных палочек, «трон председательствующего», заранее приносится меч из монет, торжественное одеяние церемониймейстера сянчжу (ритуальный длинный халат), и конечно «жезл головы дракона».

По преданиям, в день церемонии инициации «головы дракона» что-нибудь да происходит в природе – аномальные гром, ветер, дождь или град. Связано это с тем, что время проведения ритуала строго определено и почти совпадает с «праздником голодных духов» (вторая декада июля), дней, в которые суеверные китайцы предпочитают не посещать кладбища, дома умерших и иные места, связанные с покойными. Тогда же происходит передача «жезла головы дракона».  

«Голова дракона», «четыреста восемьдесят девятый», назначается сообществом как правило на два года, причем полномочия могут быть продлены. Избрание проводится путем голосования тридцатью и более авторитетными и заслуженными братьями со стажем пребывания в преступном мире. В целях безопасности, голосование проводится не одновременно, в разных местах, разными по статусу членами. Часто определение кандидатов осуществляется в несколько этапов, а выборы проводятся опосредованно через посредника-переговорщика, который избирается заблаговременно. 

После того, как соблюдены все условия и формальности, организуется банкет, на который приглашаются известные и влиятельные люди всех социальных уровней, в том числе лидеры других преступных сообществ и группировок, иные авторитетные и состоятельные персоны, даже некоторые члены правительства, естественно в частном порядке. Банкет продолжается как минимум три дня, это также часть традиции, так как в старые времена было сложно одновременно собрать всех приглашенных, и на это требовался не менее чем трехдневный срок. Банкет также дань уважения переговорщику, который героическими усилиями в условиях постоянного надзора полиции сумел провести выборы и собрать людей для его поздравления.

Отдельная тема – выборы переговорщика (話事人).

В сентябре 2008 года были проведены очередные выборы в Законодательное собрание Гонконга, которые проводятся раз в четыре года. Избранники приступили к исполнению своих обязанностей через месяц после выборов. 

В это же время одно из преступных сообществ, известное как «14 К», также провело выборы – выборы нового переговорщика, и трудно сказать, какое из событий для Гонконга было важнее.

По данным неофициальной статистики, это преступное сообщество насчитывает двадцать тысяч членов, ареал действий распространяется на районы Яучимвон, Шамшуйпо, часть Цюенвана. Избранник также приступил к своей работе с одним существенным отличием – он не ждал целый месяц.

Переговорщик избирается один раз в два года, в феврале месяце, то есть сразу или почти сразу после китайского нового года. Обычно это событие становится незамеченным полицией, так как выборы переговорщика проводятся тайным голосованием, при этом дата голосования известна строго ограниченному кругу лиц, в противном случае голосующие незамедлительно попали бы за решетку. 

Переговорщик — это тоже «белый веер», но более высокого ранга. Он посвящен в такое количество тайн и владеет таким объемом информации, что автоматически становится объектом устремлений для полиции Китая и Интерпола — большей частью, безуспешно.  Как правило, такие «сянчжу» через несколько лет становятся «маршалами второго ранга», а потом получают ранг «Головы дракона» — маловероятно, но не невозможно. 

Население Гонконга тоже принимает участие в выборах, несколько опосредованно, но участвует – людей попросту опрашивают эмиссары преступного мира, задают вопросы в отношении переговорщика, знают ли его, какая у него репутация, не был ли он замешан в подозрительных связях с полицией, чем известен, и т.д. Как правило, в ходе опроса вырисовывается достаточно полная картина, лгать «Хунмэню» люди обычно не решаются.

После сбора данных о кандидате, последнего приглашают на очное собеседование, в ходе которого будущий переговорщик рассказывает о себе, своих успехах, знакомствах, планах на будущее.

Выборы осуществляются авторитетным «комитетом» из 17 человек, эта традиция поддерживается в течение вот уже двухсот лет. В «комитет» входят, как правило, так называемые «дядюшки» (叔老) - пожилые опытные авторитеты преступного мира, которые составляют костяк преступных организаций. Численный состав «комитета» неизменен, и обязан пополняться незамедлительно по выбыванию одного из его членов (выбывают обычно посмертно, другого выхода из «комитета» нет). 


Error

Comments allowed for friends only

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded