Category:

Предпосылки тайваньского восстания под руководством Линь Шуаньвэня (1)

В 1683 году цинские власти сумели побороть влияние на Тайвань семейства пиратов-Чжэнов - Чжэн Чжилуна, Чжэн Чэнгуна.

На острове началась эпоха маньчжуров. Маньчжуры всегда очень трепетно и внимательно относились к Тайваню, справедливо считая его пустынным, удаленным и труднодоступным местом, где легко укрыться всякого рода государственным преступникам. Этот трепет и внимание вылились в конце концов в строжайший запрет на переезд китайцев с материка, оформленный, ни много ни мало, императорским указом.

Однако жители приморских районов Фуцзяня и Гуандуна, стесненные в возможностях в земледелии в силу естественных географических условий китайского юга, изобилующего горами и скудного плодородными землями, давно облюбовали Тайвань как сельскохозяйственный рай.

Поэтому количество переселенцев из этих провинций на Тайвань из года в год неуклонно росло. В период с 1683 года по 1811 год (130 лет) население Тайваня выросло в десять раз - с двухсот тысяч до двух миллионов. Это естественным образом повлияло на экономику Тайваня - теперь он не был пустынным и таким уж далеким.

Переселенцы возделывали поля, строили ирригационные системы, выращивали рис и сахарный тростник, которые продавали как на материк, так и за рубеж. Связи Тайваня с материком неуклонно крепли.

Морские пути через пролив от Фуцзяня до Тайваня
Морские пути через пролив от Фуцзяня до Тайваня

Переселенцы, несомненно, оставались китайцами, со своим укладом жизни, привычками и традициями, системой управления. Но некоторые существенные отличия все-таки имелись.

Во-первых, переселенцы оказывались на новом месте и были лишены влияния столь привычных и столь важных для любого китайца общин, семейных и родовых кланов. Поэтому эти институты воссоздавались ими на новом месте в виде землячеств, которые по значимости и количеству можно подразделить на три группы: чжанчжоуское (漳州), цюаньчжоуское (泉州) и хуэйчжоуское (惠州).

Однако землячества состоят из земляков - людей близких, но посторонних друг другу, не из состава членов семьи, связанных кровным родством. Немаловажное обстоятельство, если вспомнить, что маньчжуры классифицировали степень опасности тайных обществ, в том числе, по наличию, либо отсутствию кровных (родственных) связей.

Во-вторых, на Тайване институт феодальных отношений землевладельцев и арендаторов земли отличался своей мягкостью, в отличие от материка. Так, на Тайване существовало всего три общепринятых способа разработки земельных участков, которые мы с вами рассмотрим более подробно.

Первый способ: землевладелец на некоторое время оплачивал работу арендатора, после чего последний мог обратиться в правительственный орган, получить право собственности на свой личный, пока невозделанный, земельный участок, причем землевладелец обеспечивал его орудиями труда, скотом, семенами, продовольствием на первое время. Когда арендатор поднимал целину, он мог получить (и в большинстве случаев получал) этот участок в вечную аренду, отдавая землевладельцу 10 или 20% урожая. По сравнению с материковым Китаем условия были более чем мягкие, по крайней мере, так утверждают историки.

Второй способ: группа переселенцев объединялась в общину и брала в обработку сравнительно большой участок невозделанной земли. После получения урожая (урожаев) каждый член общины получал свой равный по отношению к другим индивидуальный надел из общего. Лидер общины, как правило, получал надел по площади несколько больший, нежели другие, но это условие вовсе не считалось ни несправедливым, ни обязательным.

Третий способ: наем земледельцев правительством для освоения новых земель.

Однако реализация первого и второго способа сформировала многочисленную когорту свободных земледельцев и мелких землевладельцев, что неминуемо приводило к конфликтам.

Маньчжуры успешно справлялись с этими конфликтами на материке, широко практикуя поглощение слабых хозяйств сильными. На Тайване, однако, земельный вопрос не стоял так остро, как на материке. Поэтому вмешательство государства только раздражало землевладельцев и усугубляло проблему, в общем-то, не существовавшую до властного вмешательства.

Основной проблемой было разрозненное и разобщенное состояние недовольных положением дел малых и средних хозяйств, а также отсутствие мощных хозяйственников с экономическим потенциалом - еще один признак тогдашнего тайваньского общества.

Поэтому можно сказать, что причиной роста недовольства стали сами маньчжуры.

В-третьих, и это, наверное, самое главное - власть маньчжуров-захватчиков на Тайване была крайне неустойчивой, неосязаемой и зыбкой. Административно-территориальное деление на уезды, аппараты власти в этих территориальных единицах - все это было лишь на бумаге.

Административная путаница и неразбериха - еще один признак Тайваня цинского периода.

Из таких вот компонентов складывался рост социальной напряженности тайваньского общества того времени.

Отсутствие твердой власти и управления спровоцировало вседозволенность. Люди стали решать свои вопросы и конфликты с помощью оружия - наступило время абсолютного произвола. В одиночку противостоять вооруженным нападениям и опасно и сложно - так появились сначала группировки, а потом и кланы-землячества, вступившие в длительное кровавое противостояние.

Но боролись они не только друг с другом. Преследовались ими также коррумпированные чиновники.

Именно тогда появилось знаменитое выражение историка Сюй Цзунганя относительно ситуации на Тайване, которое точно обрисовало обстановку: «каждые три года - малый бунт, каждые пять лет - большое восстание» (三年一小反,五年一大反).

Error

Comments allowed for friends only

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded