Category:

Предпосылки тайваньского восстания под руководством Линь Шуаньвэня (2)

Малочисленные императорские войска на Тайване не только не пресекали беспорядки, но и активнейшим образом в них участвовали, накаляя обстановку. По свидетельствам современников, военачальник тайваньского гарнизона Цай Дацзи сам мародерствовал и попустительствовал солдатским разбоям, продавал награбленное имущество жителей на материк.

В конце концов, даже император Цяньлун был вынужден признать, что «беды народа на Тайване не прекращаются, и причиной тому местные власти».

Переселенцы с материкового Китая, попадая на Тайвань, оказывались вовлеченными в бесконечные конфликты между арендаторами и землевладельцами и пополняли ряды противоборствующих кланов и общин, давно превратившихся в милитаризированные формирования, напоминавшие маленькие армии.

Извечное стремление южных китайцев к организованности привело к формированию стройных структур кланов и общин, а отсутствие между ними кровных связей вело к побратимству в целях укрепления целостности и единства.

Побратимство на Тайване - тема, заслуживающая несколько отдельных строк, но я отдам их очевидцу и современнику тех событий.

В 1684 году некий Цзи Цигуан, глава тайваньского уезда Чжуло, писал: «Сегодня не редкость, когда два-три молодых бездельника выпячиваются напоказ, жгут благовония и приносят в жертву вино, зовут друг друга братьями, бахвалятся друг перед другом преступлениями. Они не делят друг друга на бедных и богатых, радость, горе встречают вместе, вместе готовы умереть…Братства не делятся также на молодых и старых. Самые способные и сильные становятся старшими братьями. Те, кто послабее, становятся младшими братьями, они скрепляют свой союз кровью и зовут друг друга по статусу в братстве».

Из этого можно сделать вывод, что братства, созданные не по признаку родства, были широко распространены на Тайване того времени. Негативные оценки современников не отменяют также того факта, что все антицинские выступления на Тайване были организованы при помощи или при прямом участии таких братств. Значит - они были силой.

В 1696 году очередной глава уезда Чжуло по имени У Цюфэнь докладывает цинскому правительству о том, что самозванец Чжу Юлун объявил себя потомком минских императоров, создал союз единомышленников и организовал с их помощью восстание, имевшее своей целью свержение Цинов и реставрацию династии Мин.

В 1701 году в том же уезде Чжуло вновь вспыхнуло антицинское восстание под предводительством некоего Лю Цзе.

Памятник Чжу Игую
Памятник Чжу Игую

1721 год был отмечен крупномасштабным восстанием под руководством Чжу Игуя. Это восстание было реакцией нескольких десятков бедных слоев населения на грабительский продовольственный налог. К малочисленной группе бунтовщиков примкнуло несколько сотен переселенцев-лесорубов, которым власти запретили вырубку леса в горах, обложили их налогом, пригрозив за неисполнение этих требований выселить их к прежнему месту жительства.

Как и полагается в этих случаях, Чжу Игуй объявил себя потомком императоров минской династии, создал братство и начал активную подготовку к антицинскому восстанию.

В 1732 году Чжу Игуй и его ближайшие соратники создают братство, которому был присвоен лозунг «Династия Мин победит» и выступают против властей. Конечно, неудачно.

В 1768 году братство под предводительством Хуан Цзяо и Чжу Идэ также организует восстание против маньчжуров.

Как видно из перечисленных событий, обстановка на Тайване накалялась год от года.

Накал обстановки приводил к росту организованных сообществ-братств. За время правления императора Иньчжэня (с 1722 по 1735 годы) на Тайване были созданы «Союз железного седла», «Собрание отцов и матерей».

В начальные годы правления императора Цяньлуна был создан «Союз малых ножей», противостоявший разбоям и грабежам со стороны солдат правительственных маньчжурских войск. Члены союза носили при себе небольшие ножи для самозащиты, отсюда и пошло название.

Атмосфера повсеместного создания разнородных и разнообразных братств и союзов, широко распространенные антиманьчжурские настроения создали благотворную почву для продвижения приоритетов «Союза неба и земли» на Тайване.

«Союз неба и земли» появился на Тайване с человеком по имени Янь Янь, соратником Чэнь Бяо, который был «последним из могикан» монаха Тиси в провинции Фуцзянь. Янь Янь также известен как Янь Жэхай и как Чжуан Янь. Он был уроженцем волости Пинхэ фуцзяньского уезда Чжанчжоу и занимался торговлей тканями. В 1782 году Чэнь Бяо под видом странствующего лекаря прибыл в Пинхэ, где начал активную деятельность по вербовке сторонников «Союза неба и земли». Янь Янь проникся идеями общества, и вступил в него, избрав Чэнь Бяо своим наставником.

В 1783 году Янь Янь перебирается на Тайвань, где в местечке Чжанхуа открывает тканевую лавку, под прикрытием которой самостоятельно вербует сторонников и проводит их идейную подготовку.

В 1784 году сторонники «Союза неба и земли» - назовем самых значительных из них по именам, благо они известны - Линь Шуанвэнь, Лю Шэн, Чэнь Пань, Ван Фэнь, Ван Цзо, Линь Сяовэнь, Ян Гуанcюнь, Хуан Чжун, Чжан Ле, Е Шэн, Цай Фу,Чжуан Датянь.

В дальнейшем силы разделились на три основных группы, которые распределились по всем основным населенным пунктам острова и назывались по традиции общества «домами». «Первый дом» возглавлял Линь Шуаньвэнь. Руководство «вторым домом» осуществлял Цай Фу, «третий дом» находился в ведении Е Шэна.

Численность общества насчитывала несколько сотен человек, которых отличала взаимопомощь и взаимовыручка и поддержка. Соратники активно использовали изобретенную монахом Тиси систему условных знаков и пароль «пять точек двадцать один» (один из вариантов разложения иероглифа на черты дает цифру 21 (廿一) и пять точек - три справа и две снизу).

Итак, «три тайваньских дома» «Союза неба и земли» распространились по всему Тайваню, включая его северные, южные и центральные районы. Они были многочисленны, обладали законспирированной организацией, были вооружены антицинской идеологией.

Восстание было неизбежно.

Error

Comments allowed for friends only

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded