Categories:

Матушка-императрица Земля (1)


Каждый житель Поднебесной, несомненно, слышал такую пословицу: Земля широка настолько, насколько высоко Небо. 

Нефритовый Император руководит Небесными чертогами и всеми уровнями небес, земные дела не его забота.

Но кто же тогда  управляет обителью смертных? 

И вот тут давайте с вами познакомимся с Матушкой-Землей, которая по понятным причинам пользуется титулом императрицы.

Древние предки ханьцев, как вы уже наверное заметили, обожали всему составлять пару. Чтобы ни делалось в быту, в жизни, в обрядах и поклонениях богам и духам – всегда одно должно быть, по их мнению, противопоставлено другому. 

Так получилось и с Матушкой-Землей – она порождение именно такой традиции. Она - одно из четырех наиболее авторитетных даосских божеств, которым подвластны стихии и силы природы (о них мы расскажем позже). Все живое и одухотворенное находится в ее власти; она также является божеством войны. 

Будучи женщиной, она не чурается прекрасного, поэтому она также богиня красоты природы. Если вы залюбовались дымкой на горах, или течением реки, или гладью озера – это подарок Матушки. Деторождение и отношения полов также ее сфера влияния, и ей часто возносят молитвы о потомстве и покровительстве в любви. В общем, сваха с чувством прекрасного, и не без сварливости, как и положено.  

Человек, да и только. Впрочем, обожествленная Матушка-Земля гораздо дальше  от людей, чем это может показаться. Хотя именно ей приходится разбирать человеческие ссоры и дрязги, да напоминать мужчинам, о том, что женщина – тоже человек. 

Тудигун/Чэнхуанъе
Тудигун/Чэнхуанъе

Из имени Матушки видно, что основная ее забота – земля. Но управляет земными делами она не одна. Помощь ей оказывают широко известные в Китае Дух земли Тудигун (土地公) и Защитник городов и поселков Чэнхуанъе (城隍爺) – самые известные в традиционных китайских верованиях  местные божества невысокого ранга. Разница между ними огромна. Матушка занимается проблемами земли в целом, а эти местные боги, отчасти схожие с нашими домовыми и лешими, отвечают за конкретные местности и населенные пункты. Соответственно, матушка одна на всю землю, а в каждой конкретной местности есть свой Дух Земли и у каждого села и города – свой защитник. Несомненно, эти местные божества ближе к людям, потому-то их кумирни и святилища пользуются большим авторитетом и уважением у простонародного местного населения. 

Сохранившийся храм Матушки-Земли в Шаньси
Сохранившийся храм Матушки-Земли в Шаньси

А поклонение Матушке – удел непростых людей. Кто же возносил ей молитвы, как не сам император Китая? Да собственно, только он один и имел на это право. Именно это обстоятельство стало причиной того, что кумирен и святилищ, посвященных Матушке-Императрице, всегда было ничтожно мало. Они устанавливались внутри дворцовых комплексов, да еще в летних императорских резиденциях, вот, пожалуй, и все. Их всегда было не более пяти-шести на все Китай, и простые люди, в лучшем случае, слышали  имя богини Земли, но ничего не знали о ней – это знание было правом императора. 

Но запретный плод всегда сладок, и люди стали проявлять интерес к Матушке, пытаясь узнать о ней больше. И выяснилось, что есть как минимум три истории происхождения  Матушки.

Первая из них гласит, что богиня является потомком самого Шэньнуна, чем  объясняется ее близость к императорской семье. Однако у этой версии есть и неприглядная сторона – якобы неуспешные потомки Шэньнуна (божественного земледельца, покровителя земледелия и медицины), обозленные своими неудачами в престолонаследии, попросту придумали ее, чтобы создать противовес легендарному божеству и обосновать свои права на царствование. Некрасиво, но в борьбе за власть все средства хороши, это знали все претенденты на троны, как в Азии, так и в Европе.

Вторая история рассказывает нам о том, что Матушка-Земля есть ни кто иная, как  верно служащая Желтому императору – одна из его министров-советников. Эту версию, по всей видимости, сочинили, придворные даосы, преследуя цели расширения пантеона богов. При этом Матушка-Земля не являлась женой Желтого Императора, а только  исполняла роль советника по земным вопросам, совмещая их с почетной  должностью совладыки земных пределов . 

Книга «Хуайнаньцзы» так описывала имущественные отношения двух божеств: 

«Территория протяженностью двенадцать тысяч ли от гор Цзешишань на востоке, до гор Куньлунь на западе целиком и безраздельно принадлежит Желтому императору и Матушке-Императрице Земле». 

В этой книге Желтый Император и Матушка добрые друзья и соправители, управляющие вместе  огромной территорией от востока до запада. Таким образом, богиня не сама по себе  - у нее есть обязательства перед императором. Так древние китайцы обосновали божественное право Сына неба (потомка Желтого Императора) на безраздельное управление землей в пределах Китая – важный шаг для упрочения власти. Да и низведение Матушки-земли до уровня слуги и соправителя на деле способствовало подчинению крупных земледельцев-помещиков, не всегда довольных императорской властью.

Третья версия говорит нам о том, что Матушка-земля есть не что иное, как просто женское начало природы, богиня плодородия и деторождения, темная сила земли. 

Эта версия, впрочем, быстро была забыта в процессе политических спекуляций, описанных нами выше. Тем не менее, она нашла свое отражение в книге «Чуские строфы» (楚辭), правда, обозначена она там всего лишь двумя строчками. 

Error

Comments allowed for friends only

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded